Идея и создание Александра Флегентова
Все права защищены © 2017-2023

Нет слов

article image
Брянское время, №83 (603), 16 мая 2000

В пятницу в концертном зале «Дружба» состоялось прослушивание двух вариантов будущего брянского гимна.

История

Хлопоты по созданию брянского гимна длятся уже три года - с июня 1997-го, когда при горсовете была создана соответствующая комиссия. По принятому в свое время тем же горсоветом Уставу Брянску полагается иметь три символа: герб, флаг и гимн. С первыми двумя кое-как разобрались: как любит скромно напомнить председатель горсовета Александр Блакитный, используя для пущей выразительности параллельные конструкции, "герб Брянска был утвержден в XVIII веке императрицей Екатериной, флаг - в прошлом году сессией горсовета". С гимном все оказалось сложнее.

Во-первых, свинью горсовету подложило областное начальство, буквально из-под носа утащив лежавшую на поверхности знаменитую песню "Шумел сурово брянский лес". Очевидные варианты на этом закончились. Оказавшись перед необходимостью срочно создать патриотическую песню, отвечающую современным историческим условиям и способную вселить гордость в сердца горожан, брянские чиновники не стали изобретать велосипед и в точности повторили опыт своих коллег из правительственной комиссии при Министерстве культуры - объявили всенародный конкурс.

Любопытно сравнить результаты работы двух комиссий. Первая действует уже десять лет - с 1990-го - и за это время получила около шести тысяч вариантов текста гимна РФ. В качестве обратного адреса на поступающих письмах часто значатся психиатрические лечебницы и диспансеры, где обитают авторы слов, а число гимнов отчего-то резко возрастает по весне. Сейчас комиссия уже фактически не работает, слов у российского гимна по-прежнему нет, а музыку Глинки хоть и утвердили официально, но вспомнить и напеть ее может только специалист.

Брянская комиссия решила, что как раз с музыкой проблем быть не должно, и начала со слов. Согласно положению о гимне, эти самые слова должны "выражать сплоченность горожан города Брянска, стремление к защите нужд и интересов города" и воздавать "честь и хвалу нынешним и бывшим согражданам". На суд комиссии за три года представили свои проекты 36 авторов. Каждый в меру своего понимания "защиты нужд" и литературной одаренности.

Как работала правительственная комиссия, не нашедшая достойного варианта среди шести тысяч, нам неизвестно. Комиссия при горсовете, по достоверным данным, в полном составе не собиралась ни разу, а ее рядовые члены затрудняются назвать своих коллег. Исправно почти на всех заседаниях присутствовал только сам председатель горсовета и руководитель комиссии Александр Блакитный. Начальник городского управления культуры Владимир Севченков, правда, заявил, что комиссия собиралась регулярно. Заметим также, что значительную часть комиссии составляют сами авторы предлагаемых текстов и музыки...

Как бы то ни было, к пятнице из 36 вариантов были отобраны два, которые и представили "для прослушивания и обсуждения" широкой общественности в концертном зале "Дружба". Исполнять гимны доверили городскому академическому хору под управлением Марио Бустилло и духовому оркестру военной части №1063.

Тексты

Честно говоря, мы ожидали худшего. В самом деле, можно ли быть спокойным за судьбу города в дни, когда в родную редакцию приходят проекты гимна Шандыбинска, а с уст губернатора не сходят слова о великой роли КПСС в доблестных подвигах советского народа в целом и брянцев, в частности? А кроме того, в памяти неизгладимый след оставили впечатления двухгодичной давности от знакомства с имевшимися на тот момент 24 вариантами. Там лес шумел НА врагов, "светла" рифмовалось с "всегда" и действовало неизвестное ранее племя "брянычей". Но предложенные в пятницу варианты оказались - как бы это сказать? - на удивление пристойными.

Фамилии авторов не назывались - по всем правилам честного соревнования. Вообще-то это, конечно, секрет Полишинеля, но конкурс еще не закончился, и нас очень просили тоже никаких фамилий не называть. А потому скажем лишь, что и музыка, и слова обоих вариантов написаны людьми достаточно известными. При сравнительном анализе текстов обнаружилось нечто, удивившее еще больше чрезвычайной их "политкорректности": два варианта разных авторов похожи больше, чем бывают похожи два перевода одного иноязычного стихотворения. Даже размер одинаковый.

Вариант 1:
Славен Брянск и умом, и делами,
Я тобой неустанно горжусь...
Вариант 2:
Мы гордимся тобою по праву -
Сотворен ты трудом и умом.

Ну и так далее. Главное отличие - во втором варианте есть припев, что для гимна вроде как полезно, но в то же время и необязательно. При более тщательном анализе обнаружилось также, что автору второго варианта удалось неслыханное - избегнуть упоминания о партизанах. Впрочем, не факт, что это сочтут достоинством. В остальном набор символов абсолютно идентичен: Десна, Боян, Курган Бессмертия, лес и Чашин Курган.

Конечно, есть в текстах некоторые двусмысленности: например, много ли счастья в том, что "разольется Десна широка"; в каком смысле "Брянск - это звоны минувших столетий"; и где именно вокруг Чашина Кургана находятся "вековые дубравы"? Но не будем придираться к мелочам.

Прослушивание

Видимо, стоит снова сказать спасибо хору Марио Бустилло- иначе правы оказались бы циники, утверждавшие, что в "Дружбу" соберется в лучшем случае сотня горожан, включая членов комиссии, чиновников и журналистов. А так зал был почти полон. Энтузиазм граждан отчасти объяснялся происходящим совсем рядом - в кассах "Дружбы": там желающих попасть на воскресный концерт хора встречало безнадежное "билетов нет". А тут - свободный вход и хор Марио, и какая разница, что они поют? Тем более, что пели они не только гимн. Но об этом позже.

При входе всем раздали по два листочка. На одном - два варианта гимна, лаконично озаглавленные "вариант 1" и "вариант 2", на другом - анкета с личными данными и просьбой написать "да" или "нет" против каждого варианта, а также "ваши предложения". Ведущая вечера вначале вкратце ознакомила присутствующих с историей вопроса, ненавязчиво призвав "вспомнить хотя бы XV век" и гусацкие гимны, а затем пригласила на сцену "председателя совета Государственной Думы" Александра Блакитного.

Смутившись таким представлением, председатель горсовета сказал что-то в том духе, что как хорошо, что "вы пришли разделить с нами те чувства, которые мы должны испытать", и еще раз напомнил, что гимн должен отражать "жизнь и чаяния". А вышедший на сцену мэр Иван Тарусов простодушно, но вполне по Фрейду объяснил наполненность зала, сказав, что "аншлаг постоянно преследует хор ИМЕНИ Марио Бустилло". Произнеся далее загадочно-пугающую фразу "власти приходят и уходят, а молодежи жить дальше", он неожиданно объяснил, что прослушиваться будет гимн БрянскУ, а не БрянскА, несколько раз выделив окончание. И на листочках так было написано. Видно, есть в этом какая-то принципиальная разница.

Каждый гимн звучал в общей сложности по четыре раза: два - в исполнении хора, два - в инструментальной версии духового оркестра. Заметим, что спустя два дня никто из присутствовавших в зале знакомых напеть мелодию не сумел. Впрочем, музыкального образования ни у кого из упомянутых знакомых тоже нет... А потом уже вне всякой связи с гимнами хор спел "Аве, Мария", "Болеро" и песню на стихи Валентина Динабургского "Здравствуй, Брянск!". Тут-то как раз и оказалось, что связь с гимнами есть: чем не гимн городу песня, которая славит город не только словами, но и на международных конкурсах по всему миру, где хор Марио занимает первые места? Но она в "конкурсную программу" не вошла. Об этом тоже позже.

К удивлению собравшихся, на Марио все закончилось. Увы! Обещанное публичное обсуждение, для которого по всему городу расклеили афиши, приглашавшие специалистов, общественность и журналистов, заключалось только в заполнении анкет. Высказать мнение по поводу услышанного со сцены никого не пригласили. А потому стихийные обсуждения происходили в фойе и в темноте зрительного зала.

Слушать оживленные дискуссии многочисленных чиновников из городской и областной администрации оказалось весьма забавно. Они всерьез обсуждали, какая музыка легче запоминается и в каких словах больше патриотизма, уловив даже "элементы американской музыки" в одном из вариантов. Такое издевательство для гимна Брянска, естественно, недопустимо. Увы, нам так и не удалось определить, какому из вариантов "не светит" - видно, американские напевы не-чиновничье ухо не слышит. У человека, похожего на главного областного коммуниста, родилось предложение положить представленные слова на музыку "Союза нерушимого республик свободных"...

Нарядные учительницы предлагали друг другу рассчитаться на "да - да - нет - да" и так заполнить анкеты, а припев про "звоны столетий" петь на мотив "Москва - звонят колокола". Кажется, единственный в зале ветеран рассказывал телевидению, что в Брянске он недавно, но решил посвятить ему жизнь, потому и пришел. Два юных музыкальных выпускника иняза признались вашему корреспонденту, что предложили в анкетах сделать гимном Брянска "Болеро" - уж больно хорошо.

Комментарии и перспективы

Валентин Динабургский, член комиссии и автор одного из вариантов текста:

- Меня очень удивило, что почти никто из литераторов в "Дружбу" прийти не соизволил. Я никого не видел. Поэтому, возможно, и обсуждения не было. Его и не могло быть, потому что гимн - это очень серьезное дело, им должны заниматься специалисты. Работа сложная, на всех не угодишь, но гимн должен отражать историю города. А брянская история ведь не очень богата событиями, за которые можно ухватиться. Поэтому все тексты вертятся вокруг одних символов - Десна, Курган и так далее.

Решать должны специалисты. Комиссия наверняка еще будет собираться, хорошо бы пригласить специалистов из Москвы. Я предлагал включить Марка Белодубровского - самого профессионального брянского музыканта, члена Союза композиторов, но, кажется, он в комиссию не входит. И еще: вот вы слышали эту песню - "Здравствуй, Брянск"? Мне кажется, вот он, гимн нашего города! Разве не так? Марио часто его исполняет, и бывший мэр Брянска Николай Сарвиро просто влюбился в эту песню, он тоже хотел бы видеть ее гимном. Но почему-то ее не предложили...

Владимир Севченков, член комиссии, начальник городского управления культуры:

- Прослушивание в пятницу было не последним. Мы ждем новых вариантов, над которыми работают известные люди, и продлили конкурс до 1 августа. Точку на этом обсуждении ставить нельзя. Говорите, не было обсуждения? Ну, никто не мешал вам выступить, если вы хотели. Мы ведь раздали анкеты, там все сказано. Анкеты еще обрабатываются, но по предварительным результатам, оба варианта получили примерно поровну голосов. В предложениях в основном написали, что надо работать дальше.

Возможно, песня "Здравствуй, Брянск" еще будет прослушиваться в качестве варианта гимна. Но пока вы первые это предложили. Там слова не подходящие, не гимнические. В чем не подходящие? Ну, слишком конкретные. Над ними еще надо работать. Мы будем приглашать авторов и пытаться вместе улучшить созданное.

Напоследок хочется добавить несколько показательных примеров из мировой, так сказать, практики. Франция, как известно, обязана своим гимном гениальному озарению инженерного капитана Руже де Лилля, сочинившего за одну ночь "Марсельезу" и тем прославившегося. Граждане независимой Канады аж до 1980 года обходились британским гимном и радостно пели "God Save the Queen". А сенат США утвердил "Усыпанное звездами небо" в его нынешнем качестве через 120 лет после написания, в 1931 году. Что доказывает одну нехитрую истину - не надо торопить события.

Гимн, как правило, либо даруется стране сверху ("Боже, царя храни" и "Союз нерушимый"), либо созревает где-то внизу постепенно и потом принимается властью (как "Интернационал", бывший гимном СССР до 1944 года). Последний вариант в связи с утерей песни "Шумел сурово..." для брянской власти отпал. А первым с несвойственной ей робостью она воспользоваться постеснялась. Но третьего - всенародных обсуждений и прочей глобально-кухонной демократии - опыт цивилизованного мира отчего-то не знает.